ЯМЗ-240 – линейка двигателей Ярославского моторного завода, первый представитель которой сошел с конвейера в начале 60-х годов прошлого века. Его разработка стала результатом решения о переходе автомобильной грузовой техники на дизельное топливо, что требовало использования принципиально новых моторов. Двенадцатицилиндровый ЯМЗ-240 стал третьим и самым мощным двигателем в семействе ярославских дизелей, выпущенных в то время (кроме него одновременно начался выпуск шестицилиндровых и восьмицилиндровых вариантов).
Модель не потеряла актуальности и с определенными доработками используется до сих пор. Обеспечили это следующие преимущества ЯМЗ-240:
Как показывает практика, даже при минимальном техническом обслуживании ЯМЗ-240 не приносит хлопот в течение 5-7 лет. В дальнейшем все зависит от соблюдения правил безопасности, своевременности замены масла и фильтров и других факторов.
Технические особенности
Уже на стадии проектирования предусматривалось, что двигатель ЯМЗ-240 будет использован на высокомощной технике. Речь про карьерные самосвалы, дизельные поезда, грузовые автомобили.
В частности, им оснащались следующие линейки техники :
Рабочие цилиндры дизельного мотора расположены в два ряда под углом 75 градусов. Одновременно правый ряд сдвинут на 35 миллиметров вперед из-за расположения двух отдельных шатунов на шейке карданного вала. Блок картера изготовлен литьем из низколегированного серого чугуна. Смазка двигателя имеет смешанный тип. Так, насос обеспечивает подачу из мокрого картера масла ко всем точкам смазки, а у турбированных вариантов дополнительно обеспечено охлаждение поршней с помощью масляных струй.
Двигатели предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях, требующих повышенной надежности.
12-цилиндровый дизельный двигатель с V-образным расположением цилиндров, 4-тактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостным охлаждением.
Предназначен для тяжелых карьерных самосвалов.
Характеристики:
Диаметр и ход поршня, мм 130 х 140
Рабочий объем двигателя, л 22,3
Номинальная мощность, брутто, кВт (л. с.) 265 (360)
Номинальная частота вращения, мин-1 2100
Максимальный крутящий момент, брутто, Н·м (кгс·м) 1275 (130)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 1600
Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт·ч) / г/(л.с.·ч) 214 (157)
Ресурс до капитального ремонта, час 5000
Габаритные размеры, мм ДхШхВ 1580 / 1015 / 1190
Масса двигателя, кг 1670